В 2018 году в России возник неизвестный до недавнего времени институт финансового уполномоченного (омбудсмена), что является новеллой для отечественной системы законодательства.
Данным законодательным актом был установлен порядок разрешения споров между гражданами (потребителями) и финансовыми организациями. Также был непосредственно закреплен статус финансового омбудсмена, порядок его назначения, правовой статус, каким образом происходит рассмотрение и разрешение обращений граждан и прочее.
Омбудсмен в сфере финансовых услуг рассматривает обращения потребителей, требования по которым не могу превышать полмиллиона рублей. Также если страховщик не платит положенные суммы возмещения, гражданин вправе обратиться для разрешения указанного спора к финансовому омбудсмену.
В контексте данной темы под гражданами понимаются именно простые рядовые потребители финансовых услуг (например, должник по договору микрозайма и прочее).
Сразу отметим, что если организация, которая предоставляет финансовые услуги гражданам не выполняет денежные обязательства по заключенному договору (или выполняет их, но не в нужном объеме либо с нарушением условий договора), то у гражданина-потребителя возникает право на обращение к финансовому омбудсмену о взыскании с данной организации неисполненных денежных сумм.
К таким нарушениям обязательств, например, относятся:
В случае, если омбудсмен принял решение о признании требования гражданина обоснованным, финансовая организация будет обязана выполнить заявленное требование.
Рассмотрим порядок обращения к уполномоченному, в сфере финансовых услуг.
Во-первых – это потребитель-гражданин, который либо сам заключил договор с организацией в сфере финансовых услуг, либо же в его интересах был заключен такой договор (к примеру, это еще один водитель, который вписан в страховку данного транспортного средства).
Во-вторых – это физическое лицо либо организация, которые уполномочены гражданином, в случае если потребитель осуществил цессию (этот уступка права требования) по договору с организацией, которая работает в сфере финансовых услуг.
Далее выясним, какие же требования потребителей рассматривает омбудсмен, а также необходимые для этого условия.
Как уже было указано, в данном порядке могут быть рассмотрены требования граждан, сумма по которым не должна превышать полмиллиона рублей. При этом обязанной стороной по данным спорам могут быть только те организации, которые есть в специальном реестре, платят взносы и взаимодействуют с уполномоченным.
К таковым относятся: страховые организации, микрофинансовые организации, банковские организации, кредитно-потребительские кооперативы, ломбарды, частные пенсионные фонды и другие предусмотренные законом организации.
Важно отметить, что уполномоченный рассматривает споры о нарушении порядка возмещения страховщиком выплат по ОСАГО независимо от суммы требований.
Теперь следует перейти к вопросу о том – в каких же случаях омбудсмен принимает заявления граждан к своему рассмотрению.
Для этих целей законом предусмотрен ряд условий, которые обязательно должны быть соблюдены:
Во-первых – гражданин направлял претензию финансовую фирму и не согласен с ответом (отказом) или же ответ не был получен в установленный или разумный для этого срок;
Во-вторых – данное требование не является тождественным, то есть гражданин ранее не обращался в суд или к омбудсмену с обращением, которое содержит данное требование или же оно не было принято к производству и не рассматривалось;
В-третьих – обращение никак не связано с вопросами несостоятельности, а также трудовыми, семейными, налоговыми спорами. К этому перечню относятся также вопросы взыскания иных обязательных платежей и компенсации морального вреда;
В-четвертых – на момент обращения не должен истечь срок для защиты прав потребителей (3 года).
Рассмотрим далее порядок подачи заявления (обращения) к уполномоченному.
Заявление можно подать следующими способами: либо в форме электронного документа путем заполнения соответствующих форм документов на официальном портале уполномоченного или же в бумажном варианте, направив его по адресу, который указан на сайте омбудсмена.
Важно помнить, что к данному заявлению обязательно нужно будет приложить пакет со всеми необходимыми документами (копии претензии и ответа на нее (при наличии), копия договора, а также всех иных документов, которые относятся к данному спору).
Порядок здесь таков: после получения указанного обращения омбудсмен в течении трех рабочих дней уведомляет гражданина о том, что данное обращение принято им к рассмотрению либо же об отказе в таком принятии. Далее в течении пятнадцати рабочих дней уполномоченный принимает решения относительно заявленных в обращении требований. Данный срок начинает течь с момента поступления обращения. Решение в таком случае должно быть направлено обратившемуся гражданину и финансовой организации соответственно. Также сторонами спора на любом этапе рассмотрения заявления может быть заключено мировое соглашение. Если оно будет заключено, то рассмотрение обращения прекращается и омбудсмен в таком случае не принимает решения по делу.
Но возможен и судебный порядок разрешения данных категорий споров.
В суд с исковым заявлением можно обратиться исключительно при соблюдении порядка разрешения спора финансовым уполномоченным.
При этом омбудсмен в установленный законом срок решение по делу не принял, либо заявление не рассмотрено или прекращено его рассмотрение, либо гражданин попросту не согласен с принятым решением.
Потребитель обращается не позднее тридцати дней с момента вступления решения уполномоченного в силу в суд. При этом гражданину нужно доказать факт обращения к данному должностному лицу, то есть попросту приложить его решение или уведомления при принятии или отказе в принятии обращения гражданина к рассмотрению.
Теперь же осталось выяснить – как и в каком порядке должны исполняться решения финансового уполномоченного или же условия мирового соглашения сторон спора.
В своем решении омбудсмен устанавливает сроки, в которые организация исполнить данное решение или же условия мирового соглашения сторон. Но указанные сроки не должны быть более чем тридцать дней со дня вступления данного акта в силу.
Но и организация в свою очередь также в случае несогласии с решением омбудсмена уполномочена обжаловать его в суд. В этом случае исполнение данного акта будет приостановлено, но только до дня вступления уже решения суда в силу.
Также очень важно рассмотреть такую ситуацию – когда финансовая организация в установленные сроки не исполняет решение омбудсмена либо условия мирового соглашения сторон спора.
В таких, казалось бы, сложных и запущенных ситуациях гражданин-потребитель будет вправе либо потребовать исполнения донного решения или соглашения в принудительном порядке либо же повторно обратиться в суд с иском о взыскании с организации пятидесятипроцентного штрафа от присужденной омбудсменном суммы денежных средств.
Обратитесь за бесплатной консультацией по разрешению Вашей ситуации прямо сейчас!
Наш юрист свяжется с Вами. Cреднее время ожидания 15-30 мин.
Вам необходима помощь юриста онлайн?
Обратитесь за бесплатной консультацией
по разрешению Вашей ситуации прямо сейчас!
Наш юрист свяжется с Вами.
Cреднее время ожидания 15-30 мин.
Мы представляем интересы только одной из сторон! Все Ваши данные надежно защищены.
Отражена в договоре и подтверждается платежными документами! Стоимость наших услуг не меняется с течением времени.
Второй экземпляр договора у Вас! Мы заключаем договор на оказание юридических услуг, в котором отражены права и обязанности!
Вы начинаете работать с одним юристом, но по факту получаете целую команду юристов!
Вы получаете гарантию соблюдения сроков наших действий согласно закону и договора!
Вы получаете персонального юриста по Вашей ситуации. Вы сможете обратится в компанию по любым вопросам.